• ВНИМАНИЕ! НОВЫЙ АДРЕС САЙТА

    РКН заблокировал текущий домен

    Актуальный адрес сайта всегда указан здесь - EGROUND-ZERKALO.COM

Чтиво Когда возможности вредят бизнесу?

wowpro

wowpro

Unlimited
Сообщения
14.443
Лайки
9.495
Когда возможности вредят бизнесу?

Скачать Когда возможности вредят бизнесу?


Как и почему оппортунистическое поведение менеджеров препятствует долгосрочному развитию бизнеса. Глава из книги «Золотое колесо стратегии».

В кризисной ситуации многим компаниям не до стратегии. Однако нужно набраться терпения и грамотно построить в организации процесс стратегического развития: научиться думать чуть дальше, чем бюджет следующего года, а также увлечь этим желанием ваших сотрудников. В книге описан подход «золотого колеса», который позволяет компании наладить постоянный процесс стратегического развития, и реализовывать его постепенно, адаптируя под изменение рыночной конъюнктуры. Вы сможете построить более сбалансированный бизнес, распределив задачи менеджмента между стратегическим развитием и рутиной, подготовиться к следующему кризису и преуспеть!

Оппортунизм или стратегия
Некоторые компании сознательно избегают формирования долгосрочной стратегии, а к возможностям относятся исключительно оппортунистично, следуя принципу: если возможность существует, она нас найдет. Живо представляю себе момент в офисе, когда возникает эта самая opportunity: блеск в глазах, беготня, масса ненужных и даже опасных движений.

Думаю, в определенных вопросах оппортунизм важен, а в каких-то, наоборот, вреден. Для иллюстрации приведу пример из близкой мне сферы консультационных услуг. Часто консалтинговые компании действуют оппортунистично, хватаясь за любой проект, который появляется на рынке.

В случае выигрыша компания хаотично носится по рынку, собирая под данный проект персонал и пытаясь, часто безуспешно, интегрировать новую команду. В итоге и проект с точки зрения экономики получается так себе, и клиент остается не то чтобы доволен. Персонал, нанятый «под проект», в дальнейшем оказывается невостребованным, что приводит к снижению прибыли и падению морали в коллективе.

Более правильным подходом было бы выстраивание сервисной линейки, отталкиваясь от понимания стратегических целей ваших ключевых клиентов, их жизненного цикла и потребностей, а также реальных возможностей консалтинговой организации. Это своего рода модель сдерживания роста, когда вы стараетесь расти медленнее, чем рынок позволяет вам. Медленнее, но более сфокусированно.

Оппортунистическое поведение может привести к серьезным финансовым проблемам. Вспомним, например, приобретение фирмы Nokia компанией Microsoft в 2013 году. Стив Баллмер, который был тогда CEO Microsoft, полагал, что за счет данной сделки его компания сможет догнать лидеров операционных систем для мобильной связи – Apple и Google. И тут как раз возникла возможность приобретения компании Nokia, стремительно терявшей свои позиции.

В итоге сделка привела к тяжелым последствиям – увольнению более 15 тысяч сотрудников и убыткам в отчетности Microsoft в размере более $7 млрд. И что особенно интересно в этой ситуации: у Microsoft еще в 2010 году имелась операционная система Windows Phone. Было понятно, что они проигрывают стратегическое лидерство в сегменте операционных систем для мобильной связи; ясно было также и то, что Nokia не является лидером. Но оппортунизм – ставка на возможность – сыграл с Microsoft злую шутку.

В приведенном примере дело закончилось потерей денег, а вот приобретение компанией Hewlett-Packard фирмы Autonomy привело к долгому судебному разбирательству, а также тюремному сроку для Сушована Хуссейна, CFO Autonomy, за манипуляции с отчетностью.

В сентябре 2011 года фирма Hewlett-Packard (НР), основным продуктом которой было производство и торговля IT-оборудованием, решила осуществить оппортунистическое приобретение английской компании по обработке данных Autonomy. Сделка вызвала много критики по поводу своей стоимости, которую считали чересчур высокой, а также своей оппортунистической сути: слишком уж разный бизнес был у двух компаний. Уже через год после сделки HР покинул бывший генеральный директор Autonomy Майк Линч. HP признала обесценение практически на полную сумму сделки в размере $8,8 млрд, а инвесторы обратились в суды против HP с требованием о возмещении ущерба, вызванного данной сделкой.

Однако всегда ли плох оппортунизм, и какие принципы нужно соблюдать для того, чтобы повернуть представившуюся возможность во благо, а не во вред бизнесу? Думаю, основных принципов три.
  • Первый: тестирование на малом, то есть ограничение финансового риска в случае неудачи незначительной суммой.
  • Второй: тестирование «приживаемости» данной возможности должно происходить в своего рода «песочнице» – на выделенном полигоне, не связанном с основным бизнесом.
  • Третий: быстрая демонстрация успеха. Это значит, что потенциальная возможность должна превратиться в реальную в течение 6-12 месяцев.
В пример приведу успешную практику работы многих российских компаний с технологическими стартапами: это тоже оппортунистический подход, который тем не менее следует описанным выше принципам. Изначально предвидеть успех или неудачу цифровых инициатив очень сложно, поэтому невозможно мгновенно встроить их в существующие бизнес-процессы компании. Тем не менее, поступательное тестирование и отсеивание неуспешных примеров, возможно, приведут вас к настоящему «золотому самородку».

Иллюстрируя данный пример, я сказал бы, что «Золотое колесо» – концепция постоянного стратегического развития клиента, продукта и персонала – подобно карьерному экскаватору вкупе с обогатительной фабрикой, где происходит постоянный, целенаправленный процесс по добыче и обогащению золотой породы. А вот оппортунизм – примерно то же самое, что способ добычи россыпного золота с помощью просеивания золотосодержащего песка через сито. Самородок с высокой степенью вероятности найдется, но, может быть, понадобится сменить речку, или сито, или того, кто это сито держит…

При этом успешные примеры инициатив, рожденных в «песочнице», должны встраиваться в стратегическую модель «Золотого колеса», то есть быть интегрированными в концепцию «клиент – продукт – персонал». Другими словами, результаты оппортунистического подхода, полученные в «песочнице», начинают жить стратегической жизнью в модели «клиент – продукт – персонал» и рассматриваются наравне с результатами других подобных инициатив. Их дальнейшая реализация проводится в рамках стратегического анализа по модели «Золотого колеса».
 
Сверху Снизу