• ВНИМАНИЕ! НОВЫЙ АДРЕС САЙТА

    РКН заблокировал текущий домен

    Актуальный адрес сайта всегда указан здесь - EGROUND-ZERKALO.COM

Чтиво Почему мы скучаем и как с этим бороться

Васон

Васон

Пользователь
Сообщения
163
Лайки
60
Скука — вид отрицательно окрашенной эмоции или настроения; пассивное психическое состояние, характеризующееся снижением активности, отсутствием интереса к какой-либо деятельности, окружающему миру и другим людям. Скука, в отличие от апатии, сопровождается раздражительностью и беспокойством.

А еще, в отличии от апатии, от скуки мы в состоянии избавиться своими силами. Как бороться со скукой? Какова природа этого раздражающего и абсолютно непродуктивного состояния? Если будем знать причины, сможем ловить себя на начальном этапе ;)
За ответы на все на свете снова можно сказать «спасибо» психологам, которые не поленились и провели очередное исследование. На этот раз спасибо говорим Джону Иствуду, Александре Фрищен, Марку Фенске и Даниэлю Смилеку. В своей статье для Psychological Science, которая вышла в сентябре 2012 года, она рассказывают о своих исследованиях скуки — что ее вызывает, какова ее природа и как от нее побыстрее избавиться.

Причины
Скука возникает тогда, когда мы оказываемся в ситуации, которую не можем контролировать, когда мы возбуждены и наше внимание рассеяно. Например, вы просто фонтанируете энергией, но вынуждены сидеть на скучной лекции, стоять в длиннющей очереди, сидеть в аэропорту в ожидании задержанного рейса и так далее и тому подобное. Хотя на самом деле вокруг есть огромное количество интересных (и не очень) занятий. Если мы застряли из-за задержки рейса, мы можем посмотреть видео, которое наверняка крутят в зале ожидания, прислушаться к разговорам окружающим, почитать книгу, проверить почту, если есть свободный доступ к интернету. Иногда даже просто рассматривать людей бывает довольно забавно и интересно. И если бы мы были в расслабленном состоянии, то наверняка бы нашли себе занятие. Но так как энергия бьет через край, мы уже готовы куда-то бежать и что-то делать, но не можем. И это нас ужасно раздражает!

В 1989 году был проведен интересный эксперимент. Участники должны были слушать запись человека, который читает статьи из Psychology Today. Параллельно в одной из комнат был включен телевизор на полную громкость, а во второй проигрывался саундтрек из мыльной оперы. В итоге люди разделились на тех, кому очень сильно мешали посторонние шумы, на тех, кто изредка отвлекался на них, и на тех, кому телевизор и музыка совсем не мешали. После прослушивания статьи был оценен уровень скуки участников. В итоге самый высокий уровень скуки ощущали те, кто постоянно отвлекался на ТВ или музыку. Соответственно те, кому посторонние шумы совсем не мешали, были больше всех увлечены прослушиванием записи.

Тут наблюдается проблема с концентрацией внимания. Посторонний шум позволил участниками отвлечься на него и погрузиться в мечтания. Иногда мы настолько сильно погружаемся в свои фантазии, что абсолютно не замечаем происходящее вокруг нас. И, что самое интересное, чем больше мы позволяем уплывать своему сознанию в заоблачные дали, тем сильнее мы ощущаем нудность ситуации, в которой оказались.

И, наконец, еще одна реальная проблема — это то, что иногда нам приходится делать то, что нам действительно не нравится. Например, обязательное прочтение какой-нибудь книги. В итоге это «через не могу» проходит с нами через всю жизнь. Например я до сих пор терпеть не могу «Преступление и наказание» Достоевского. Прочтение этого произведения еще раз в более взрослом возрасте не помогло. И пока я не могу для себя определить, что именно так негативно повлияло на мое восприятия — суть книги или наша преподавательница предмета Русской Литературы в школе? В любом случае за этой книгой были закреплены неприятные ощущения и воспоминания. И теперь каждый раз попытка прочесть ее еще раз навевает на меня такую скуку, что я умудряюсь заснуть за книгой.

И это довольно острая проблема для нашей системы обучения. Ученики и студенты должны любить свои учебные заведения. Для того, чтобы полученные знания закреплялись, мы должны получать удовольствие от процесса обучения. Иначе от этой зубрежки через силу не будет никакого толку, сплошной негатив и стресс.

Как бороться со скукой?
1. Так как одним из условий появления скуки является возбужденное состояние, прежде всего нам нужно успокоиться. Когда мы находимся в спокойном состоянии, мы не так остро реагируем на ситуации, которые нас нервируют и на которые мы не в состоянии повлиять (задержка рейса, обязательное посещение лекций и т.д.). Поэтому успокаиваемся, глубоко и медленно дышим, а если получается, то даже устраиваем небольшую медитацию. Еще один вариант — прослушивание приятной и любимой музыки. Она убирает раздражение и настраивает на позитивный лад.

2. После того, как мы успокоились, пришло время попробовать сконцентрироваться на том, чем мы сейчас заняты, или, если делать совсем нечего, а деться некуда (как в случае с аэропортом), находим себе интересное занятие. Потому что если хорошенько подумать и поискать, вам всегда есть чем заняться. А если учесть время, которое большинство из нас проводит на работе, дел у всех точно полным полно.

3. И если вы не хотите, чтобы клиенты или сотрудники не засыпали на вашей презентации, постарайтесь даже самые скучные цифры и факты облечь в интересную и необычную форму, превратив скучную презентацию в увлекательный рассказ. Не позволяйте окружающим расслабиться, держите всех сфокусированными и заинтересованными, иначе вы рискуете потерять аудиторию.

Итак, остаемся спокойными и уравновешенными, стараемся не отвлекаться от задания и находим в нем малейшие зацепки, которые могут показаться нам интересными. Моему сыну крайне редко бывает скучно. В основном он скучает только тогда, когда я что-то запрещаю ему делать. Он в состоянии найти себе занятие по душе даже в длиннющей очереди и ноет, только если я прошу его стоять рядом со мной и ничего (и никого) не трогать. Так что полету фантазии и умение найти себе увлекательное занятие даже на пустом месте нам также стоит поучиться у детей ;)
 
Сверху Снизу